Профориентационный словарь


   



Словарь профориентационных терминов

Активность – способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.

Анкета 
 набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.

Банк вакансий 
– информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Безработица – 1) приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; 2) социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Безработные – трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу.

Биржа труда (служба занятости) – государственная организация, зани­мающаяся вопросами трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ.

Вакансия – свободное место, незанятая должность. 

Востребованность профессии на рынке труда – соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

Высшее профессиональное образование – образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Высшее учебное заведение  учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Государственная служба занятости – система государственных учреждений и организаций, созданная для реализации политики занятости насе­ления, содействия гражданам в трудоустройстве и контроля соблюдения прав граждан на труд и занятость.

Готовность к профессиональной деятельности – осознание человеком своих целей и возможностей, оценка имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов получения профессии и планирование профессиональной деятельности.

Должностная инструкция - нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.

Должность  – это служебное положение, место, занимаемое человеком в организации, на предприятии и связанные с ним служебные обязанности.

Дополнительное образование – образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Жизненная перспектива - целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.

Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Занятость
 – деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. 

Заработная плата - 1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; 2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая система средств, при­ёмов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности, позволяющая людям с разными способностями и особенностями добивать­ся равной эффективности в одной и той же работе, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Инициатива - побуждение к действию, готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям, сознательное их выполнение.

Интерес
 – положительно окрашенная направленность личности на деятельность или объект.

Карьера – 1) осознанный трудовой путь, человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

Квалификация – 1) степень и вид профессиональной обученности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; 2) характеристика вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности; 3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности.

Классификация профессий  объединение профессии в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель и предметы труда, уровень образования и т.д.

Коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности.

Конкуренция на рынке труда - наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.

Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.

Курсы профессиональной подготовки – форма обучения, позволяющая приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не повышая образовательный уровень.

Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе критериев и самореализация себя на основе этих критериев. На основе личностного самоопределения формируется профессиональное самоопределение.

Мастерство – высший уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Медицинские противопоказания - перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Методы оценки персонала – способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и т.д.).

Мотивация – 1) процесс побуждения людей для достижения целей организации; 2) создание регулирующих трудовые отношения условий, обеспечивающих соответствие между конкретными интересами работника и работодателя.

Мотивы профессиональной деятельности – внутренние побуждения, определяющие направленность человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и т.д.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и т.д.).

Навыки - автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).

Общие способности – система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Одарённость - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.

Ошибки в выборе профессии – затруднения в выборе профессии, связанные с искажениями или отсутствием профинформации, неверной самооценкой, несформированностью ряда психологических качеств, необ­ходимых для принятия самостоятельного решения.

Память - общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению,  сохранению и воспроизведению знаний и навыков

Повышение квалификации – рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.

Подготовительные курсы  – краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в ВУЗы и ССУЗы по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная - для иногородних

Призвание
 – совпадение влечения к какой-то профессии и наличия необходимых природных данных.

Предмет труда - система взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и нематериального порядка.

Проектирование профессионального пути – создание профессиональ­ного проекта, включающего опенку исходной ситуации (внутренних воз­можностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессио­нальных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и по­требностей человека с внешними предложениями и требованиями; анализ ресурсов для достижения желаемого профессионального будущего; пост­роение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выяв­ленных ресурсов и ограничений.

Профессиограмма – обусловленная содержанием труда система коли­чественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией.

Профессионализация — процесс становления профессионала, включа­ющий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможно­стей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала.

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению профес­сиональных задач, дающая возможность достигать значительных качествен­ных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выпол­нения рабочих заданий.

Профессиональная адаптация – приспособление человека к новым для него условиям труда.

Профессиональная информация – информирование граждан о состо­янии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и спе­циальностей, о требованиях, предъявляемых, ими к личности, об условиях и режиме труда, о конкретных предприятиях региона, о возможностях трудо­устройства, получения специальности.

Профессиональная компетентность – сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.

Профессиональная мотивация - побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональная обучаемость – открытость к дальнейшему професиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление че­ловека к обновляющимся условиям профессионального опыта.

Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профес­сии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Профессиональная подготовка – приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная пригодность
 – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им специальных знаний, умений, навыков.

Профессиональная проба – испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, повышающее осознанность выбора профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные особен­ности человека, обеспечивающие успешность профессионального обуче­ния и профессиональной деятельности.

Профессиональное резюме – краткая биография человека, в которой указывается его образование, опыт, интересы и иная информация, дающая возможность предложить свои услуги на рынке труда.

Профессиональное самоопределение – процесс формирования отно­шения человека к профессиональной деятельности, согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, происходящий на протяжении всей жизни человека.

Профессиональные болезни – заболевания, вызванные неблагоприят­ными факторами профессиональной деятельности.

Профессиональные вредности – факторы профессиональной деятель­ности, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.).

Профессиональные намерения – осознанное отношение к определен­ному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназ­начении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.

Профессиональный ожидания - мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.

Профессиональные притязания – стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности.

Профессиональные склонности - избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности
 – индивидуально-психологические свойства человека, отвечающие требованиям данной профессиональной де­ятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональный отбор – изучение и вероятностная оценка пригод­ности человека к овладению специальностью и успешному выполнению про­фессиональных обязанностей по определенным критериям.

Профессиональный план – мысленное представление профессиональ­ного будущего, сложившееся на основе склада характера человека, его склон­ностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.

Профессиональный подбор – подбор профессии (не предъявляющей жес­тких требований к работнику) по критерию профессиональной успешности.

Профессиональный потенциал – совокупность возможностей и способ­ностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональный тренинг – система мероприятий, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессио­нальных качеств.

Профессия – вид трудовой деятельности, являющийся источником су­ществования и требующий определенной квалификации.

Профильный класс - форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).

Профконсультант – специалист, оказывающий помощь в выборе про­фессии.

Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в тече­ние определенного времени.

Рабочая сила – 1) особая разновидность товара на рынке труда; 2) эк­номическая категория, выражающая способность к труду; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы.

Рынок образовательных услуг - система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории.

Рынок труда – система общественных механизмов и организаций, по­зволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (рабо­тодателям) найти работников, которые им требуются для ведения деятельности.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности.

Система профессиональной ориентации – деятельность различных го­сударственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса про­фессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

Специальные профессиональные способности – психологические свой­ства личности, требуемые от человека и рамках данной профессии, но при более узкой специализации.

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образователь­ных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Средства профессиональной деятельности – вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функци­ональные) средства трудовой деятельности человека.

Сфера профессиональной деятельности – специфическая область тру­довой деятельности, объединенная общностью предметов, орудий, техно­логий и результатов труда.

Требования профессии к человеку – требования, которые предъявляет профессия к личности работающего.

Труд – 1) целесообразная деятельность человека, направленная на со­здание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе проиводства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение.

Трудовая деятельность – единство внешних элементов (предметно-действенный аспект): рабочее место, орудия труда, действия, последователь­ность операций и т. д. – и внутренних элементов (психологический аспект).

Трудовые отношения – совокупность регулирующих правил и взаимо­связей между действующими лицами по поводу отношений занятости.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая данные, необ­ходимые для работы и народном хозяйство.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отно­шении личности к процессу трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом – эмоционально-оценочное отношение че­ловека к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Условия труда – 1) совокупность социальных и производственных фак­торов трудовой деятельности человека (оплата труда, продолжительность рабочего времени, технические, санитарно-гигиенические, производственно-бытовые и прочие условия.

Формы обучения - дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Ценностные ориентации - установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.

Человеческие ресурсы – население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективное поведение на рынке труда – способность оперативно ре­шать вопросы трудоустройства, обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т.д.

Эффективность труда – объем труда, вложенного работником в организацию.