Активность – способность
человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное
на изменение ситуации или отношения к ней.
Анкета – набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.
Банк вакансий – информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.
Безработица – 1)
приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности
трудоустройства; 2) социально-экономическое явление, когда часть экономически
активного населения не может найти себе работу.
Безработные – трудоспособные
граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не
имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной
службе занятости в качестве лиц, ищущих работу.
Биржа труда (служба занятости) –
государственная организация, занимающаяся вопросами трудоустройства населения;
выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и
переподготовки и общественных работ.
Вакансия – свободное
место, незанятая должность.
Востребованность профессии на рынке
труда – соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.
Высшее профессиональное образование – образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Высшее учебное заведение – учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Государственная служба занятости – система
государственных учреждений и организаций, созданная для реализации политики
занятости населения, содействия гражданам в трудоустройстве и контроля
соблюдения прав граждан на труд и занятость.
Готовность к профессиональной
деятельности – осознание человеком своих целей и возможностей, оценка имеющихся
условий, определение наиболее вероятных способов получения профессии и
планирование профессиональной деятельности.
Должностная инструкция - нормативный
документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации,
определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его
эффективной работы.
Должность – это служебное положение, место, занимаемое человеком в организации, на предприятии и связанные с ним служебные обязанности.
Дополнительное образование – образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).
Жизненная перспектива - целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.
Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.
Заработная плата - 1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; 2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.
Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая
система средств, приёмов, навыков, методов, способов выполнения той или иной
деятельности, позволяющая людям с разными способностями и особенностями
добиваться равной эффективности в одной и той же работе, компенсируя при этом
индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.
Инициатива - побуждение к действию,
готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям,
сознательное их выполнение.
Интерес – положительно окрашенная направленность личности на деятельность или объект.
Карьера – 1)
осознанный трудовой путь, человека, способ достижения целей и результатов,
связанных с деятельностью работника; 2) продвижение по служебной лестнице –
успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной
или иной деятельности.
Квалификация – 1) степень и
вид профессиональной обученности человека, наличие знаний, умений и навыков,
необходимых для выполнения работы; 2) характеристика вида работы,
устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности; 3)
степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в
рамках определенной профессии или специальности.
Классификация профессий – объединение
профессии в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль
экономики, цель и предметы труда, уровень образования и т.д.
Коммуникативные способности - вид
способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека
в различных областях деятельности.
Конкуренция на рынке труда - наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.
Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.
Курсы профессиональной подготовки – форма обучения, позволяющая приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не повышая образовательный уровень.
Личностное самоопределение – это
определение себя относительно выработанных в обществе критериев и
самореализация себя на основе этих критериев. На основе личностного
самоопределения формируется профессиональное самоопределение.
Мастерство – высший уровень
развития человека как субъекта профессиональной деятельности.
Медицинские противопоказания - перечень
заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.
Методы оценки персонала – способы проведения
испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование,
наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и т.д.).
Мотивация – 1) процесс
побуждения людей для достижения целей организации; 2) создание регулирующих
трудовые отношения условий, обеспечивающих соответствие между конкретными
интересами работника и работодателя.
Мотивы профессиональной деятельности – внутренние
побуждения, определяющие направленность человека на разные стороны самой профессиональной
деятельности (на содержание, процесс, результат и т.д.) или на факторы, лежащие
вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и т.д.).
Навыки - автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.
Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).
Общие способности – система
свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность
в овладении знаниями.
Одарённость - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.
Ошибки в выборе профессии – затруднения
в выборе профессии, связанные с искажениями или отсутствием профинформации,
неверной самооценкой, несформированностью ряда психологических качеств, необходимых
для принятия самостоятельного решения.
Память - общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков
Память - общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков
Повышение квалификации – рост
профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ
более высокой сложности.
Подготовительные курсы – краткосрочная
(от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в ВУЗы и ССУЗы по всем
формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы
обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная - для иногородних
Призвание – совпадение влечения к какой-то профессии и наличия необходимых природных данных.
Предмет труда - система
взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и
нематериального порядка.
Проектирование профессионального пути – создание
профессионального проекта, включающего опенку исходной ситуации (внутренних
возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований);
определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных
целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека
с внешними предложениями и требованиями; анализ ресурсов для достижения
желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для
достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
Профессиограмма – обусловленная
содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических,
психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых
и достаточных для успешного овладения профессией.
Профессионализация — процесс
становления профессионала, включающий выбор человеком профессии с учетом своих
собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии;
формирование и осознание себя как профессионала.
Профессионализм – высокая подготовленность
к выполнению профессиональных задач, дающая возможность достигать значительных
качественных и количественных результатов труда при меньших затратах
физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения
рабочих заданий.
Профессиональная адаптация – приспособление
человека к новым для него условиям труда.
Профессиональная информация – информирование
граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях
профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых, ими к личности, об
условиях и режиме труда, о конкретных предприятиях региона, о возможностях
трудоустройства, получения специальности.
Профессиональная компетентность – сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.
Профессиональная мотивация - побуждения,
которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение
профессиональных обязанностей.
Профессиональная обучаемость – открытость
к дальнейшему професиональному развитию, готовность к овладению новыми
средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное
приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта.
Профессиональная ориентация – комплекс
психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и
освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с
учетом потребности рынка труда.
Профессиональная подготовка – приобретение
обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы
работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением
образовательного уровня обучающегося.
Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им специальных знаний, умений, навыков.
Профессиональная проба – испытание,
моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности,
повышающее осознанность выбора профессии.
Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные
особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и
профессиональной деятельности.
Профессиональное резюме – краткая
биография человека, в которой указывается его образование, опыт, интересы и
иная информация, дающая возможность предложить свои услуги на рынке труда.
Профессиональное самоопределение – процесс
формирования отношения человека к профессиональной деятельности, согласования
внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, происходящий на
протяжении всей жизни человека.
Профессиональные болезни – заболевания,
вызванные неблагоприятными факторами профессиональной деятельности.
Профессиональные вредности – факторы
профессиональной деятельности, которые могут вызывать ухудшение здоровья
человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.).
Профессиональные намерения – осознанное
отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее
знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить
соответствующее образование.
Профессиональный ожидания - мысленные
представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.
Профессиональные притязания – стремление
достичь определенного уровня профессиональной деятельности.
Профессиональные склонности - избирательная
направленность человека на определенную профессиональную деятельность,
побуждающая заниматься ею.
Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Профессиональный отбор – изучение
и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и
успешному выполнению профессиональных обязанностей по определенным критериям.
Профессиональный план – мысленное
представление профессионального будущего, сложившееся на основе склада
характера человека, его склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и
о мире профессий.
Профессиональный подбор – подбор
профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) по критерию профессиональной
успешности.
Профессиональный потенциал – совокупность
возможностей и способностей для освоения и совершенствования в
профессиональной деятельности.
Профессиональный тренинг – система
мероприятий, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека
необходимых профессиональных качеств.
Профессия – вид
трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий
определенной квалификации.
Профильный класс - форма
подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние
специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский,
физико-математический класс).
Профконсультант – специалист,
оказывающий помощь в выборе профессии.
Работоспособность – потенциальная
возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне
эффективности в течение определенного времени.
Рабочая сила – 1) особая
разновидность товара на рынке труда; 2) экномическая категория, выражающая
способность к труду; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке
рабочей силы.
Рынок образовательных услуг - система
образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на
территории.
Рынок труда – система
общественных механизмов и организаций, позволяющая продавцам (ищущим работу)
найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им
требуются для ведения деятельности.
Способности - индивидуально-психологические
особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной
деятельности.
Система профессиональной ориентации – деятельность
различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений
и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального
и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в
целом.
Специальные профессиональные способности – психологические
свойства личности, требуемые от человека и рамках данной профессии, но при
более узкой специализации.
Среднее профессиональное образование – подготовка
специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего
(полного) общего или начального профессионального образования в образовательных
учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени
высшего профессионального образования.
Средства профессиональной деятельности – вещественные
средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные)
средства трудовой деятельности человека.
Сфера профессиональной деятельности – специфическая
область трудовой деятельности, объединенная общностью предметов, орудий, технологий
и результатов труда.
Требования профессии к человеку – требования,
которые предъявляет профессия к личности работающего.
Труд – 1)
целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и
духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические
затраты, совершаемые людьми в процессе проиводства материальных и духовных
ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение.
Трудовая деятельность – единство
внешних элементов (предметно-действенный аспект): рабочее место, орудия труда,
действия, последовательность операций и т. д. – и внутренних
элементов (психологический аспект).
Трудовые отношения – совокупность
регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу
отношений занятости.
Трудовые ресурсы – часть
населения страны, имеющая данные, необходимые для работы и народном хозяйство.
Трудолюбие — черта
характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу
трудовой деятельности.
Удовлетворенность трудом – эмоционально-оценочное
отношение человека к выполняемой работе и условиям ее протекания.
Условия труда – 1)
совокупность социальных и производственных факторов трудовой деятельности
человека (оплата труда, продолжительность рабочего времени, технические,
санитарно-гигиенические, производственно-бытовые и прочие условия.
Формы обучения - дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.
Целеполагание - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.
Ценностные ориентации - установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.
Человеческие ресурсы – население,
составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.
Эффективное поведение на рынке труда – способность
оперативно решать вопросы трудоустройства, обоснование своих возможностей при
собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т.д.
Эффективность труда – объем
труда, вложенного работником в организацию.